Афера-14
БЕСКОНЕЧНАЯ СТРАНА.
За четыре дня похода вверх по Каме и три дня пути вниз я понял, что каждый последующий день на "Афере" сулит мне одно, но настоящее приключение. "Ни дня без приключений" - дело, конечно, хорошее, но что-то я начал от этого уставать. Кроме того, я понимал, что экипаж во всех этих происшествиях проявлял чудеса не только сообразительности, но и идиотизма и до сих пор все заканчивалось хорошо благодаря непрекращающейся череде счастливых случайностей. Когда-нибудь она может и прерваться... Мне пришла мысль, что приключения надо придумывать самому: хорошие и безопасные. Например: сойти на берег и приготовить обед на костре. Это тянет на приключение и в этот день ничего больше случиться уже не должно. Или поймать щуку... Или залезть на ванты и отмотать веревку с гайкой, которая там так и болтается с тех пор, как Ринат пытался перебросить ее через краспицу, когда мы хотели в первый раз поставить стаксель. Но приключения кончились сами. За несколько последующих дней не произошло вообще ничего: штиль, рулю с утра до ночи на моторе. Ночую на пристанях, к которым когда-то приставали речные трамвайчики и даже "Ракеты", а теперь они либо никому не нужны, либо превращены в какие-то производства совсем не флотского профиля. В день у меня получается в среднем сто километров и бутылка водки. Стало совсем скучно и одиноко. Рождается ощущение бесконечности этого похода и его бессмысленности: я ведь его затеял не столько для того, чтобы перегнать лодку в Турцию - там и без нее все прекрасно, сколько ради самого похода, а поход-то меня и не радует.
***
Ну ладно", - думаю, -" ничего страшного. Штиль, на снятие с мели у меня целый день, что-нибудь придумаем." Торможение было плавным, налитый стопарик не опрокинулся:
-Ну, за первую мель!
Вспоминаю, что Иванов с Рабиновичем, сев на мель завозили на тузике якорь и с его помощью стаскивались, а вычитали они этот способ в справочнике Боба Бонда.У меня на борту такой тоже имеется. Читаю: "Главное - не поддаваться панике!":
-Ну, за отсутствие паники!
В справочнике описано несколько способов снятия с мели, но основная подсказка: на мели мелко, можно встать ногами на дно и попытаться столкнуть яхту на глубину руками. И как я сам не догадался? Но сдвинуть трехтонную лодку не получилось. Во первых, не так уж и мелко: по горло. А во вторых, дно такое мягкое, что когда я пытаюсь в него упереться, то ноги уходят по колено в глину и голова скрывается под водой. Придумываю свой способ, куда более действенный, чем способы Бонда: за корму разворачиваю лодку в обратную сторону, даю полный газ и поворачиваю мотор медленно сперва в одну сторону, потом в другую. Лодка водит носом туда - сюда и медленно - медленно ползет вперед... Снялись! Пытаюсь разогнаться, чтобы с разгону проскочить ту, первую мель, но не получается: снова сажусь:
-Ну, за вторую мель!
***
Четырнадцатого дошел таки до Тольятти. По дороге - несколько бухт, заводей и пристаней, но помня, что Слава настоятельно рекомендовал нигде не останавливаться, прохожу все это и прихожу в Тольятти затемно. Кстати, причину отсутствия стоянок в этих краях я узнал в Тольяттинском яхтклубе. Когда-то давно, еще когда стоянки были, какая-то яхта зашла на пикник в какую-то деревню. В результате пикника деревенские яхтсменов побили. Те сгоняли домой и вернулись уже со всем Тольяттинским яхтклубом, погрузив его на речной трамвайчик. Яхтсмены побили деревню. Вот после нескольких таких эпизодов яхтенных стоянок между Ульяновском и Тольятти и не стало.
***
Просто если кран стоит на входе не в квартиру, а в корабль, это уже не кран, а кингстон. Кингстон в этом месте необходим. На любом судне. В любой квартире. Чтобы его можно было закрыть и течь какого-нибудь трубопровода не привела к затоплению всего корабля, или соседей снизу. Чтобы можно было закрыть этот кран и ремонтировать эти системы. И на "Афере" кингстоны есть, хотя я не могу себе представить врага, который захотел бы завладеть ей в бою. Как выяснилось позже, они не хотят ей владеть даже по цене оборудования, установленного на ее палубе.
***
На второй день похода - 2010, перед сном кипятим воду: на доширак и на чай одновременно. Донимает мошка, поэтому на крышке кастрюльки с закипающей водой лежит таблетка "Фумитокса". Сумерки. Разливаем кипяток по доширакам и я, начиная есть, нащупываю в своей миске инородное тело:
-Что это?
Дима освещает фонариком:
-Фумитокс!
-Откуда?
-Ты же сам его на кастрюльку положил, от комаров! Выбрасывай все в реку, снова заварим.
-Да ладно... Доширак фумитоксом не испортишь!
***
Где-то под Саратовом встречаем с Андрюхой буй, к которому какой-то корабль хорошо приложился. Он похож уже не на бочку, а скорее, на смятую пивную банку. Похихикали мы и пошли дальше, и только потом сообразили, что это неплохой сюжет для фильма... Спустя не одну неделю, когда шли целый день вдали от берегов и было совсем скучно, мы начали этот фильм снимать.
Я снимаю Андрея, он рулит:
-Это Андрей! Мы идем по Цимлянскому водохранилищу, у нас все хорошо!
-Киря, буй! - вдруг говорит он и показывает вперед.
-Где? - спрашиваю я, не переставая снимать его.
-Да вот!
Я бросаю камеру в кокпит, она лежит и снимает специально красиво разложенные там веревки, а заодно записывает наши вопли:
-Давай влево!
-Влево?
-Нет, вправо!
-Может, лучше влево?
-Да какая разница!
-Аааааа.... - орем мы оба и в довершение сцены я бью по палубе сковородкой, имитируя звук столкновения с буем
Следующий кадр. Помятый, хоть и не так сильно, как тот, под Саратовом буй:
-Дааа! Здорово буй помяли!
Дублей было много. Текст дополнялся, веревки раскладывались еще более красиво, пытались звук столкновения сделать поправдоподобней, стуча сковородкой то ближе, то дальше от камеры или подкладывая под удар что-то мягкое: целый день мы снимали это кино. К тому же нам для съемок все время нужны были погнутые буи, а они встречаются не так уж и часто. На каком-то дубле ручка от сковороды, наконец, отломалась и окончательный вариант второй сцены выглядел так:
-Здорово буй помяли!
-Дааа! ...И сковородку сломали! - камера перемещается с буя на обломки сковороды в моих руках.
На следующий день идем по Дону. Дон мне понравился больше всех других мест, пройденных "Аферой". Маленькая, по сравнению с Камой или Волгой река, какая-то домашняя... По берегам - заросли, в них - отдыхающие. Есть рыба. Впечатление портят только танкеры и сухогрузы, которых на Дону нынче явно больше, чем коней. Они идут нескончаемым потоком, закладывая крутые виражи на поворотах реки.
В то утро я был трезв. Нет, правда! Сменяя на румпеле Андрюху, который уже устал там сидеть, как обычно, сказал ему:
-Иди, погуляй...
Пока трезвый капитан вел "Аферу" по судовому ходу, он побродил по палубе, разминая ноги, пришел на нос и стал смотреть вперед, обхватив штаг.
Не помню, куда я там смотрел, и что видел. Скорее всего, я был вообще не там. Не видел я тот буй, в который шел. Трезвый впередсмотрящий, как потом выяснилось, видел, но думал, что капитан знает, что делает. Когда до буя оставалось метра два, Андрюха подал сигнал опасности:
-Эээээ! Йоооо!!!
Я подумал, что он увидел танкер, вылетающий из-за поворота и стал смотреть вдаль. "Бабам!"... Буй сильно отличается от сковородки.
-Ты что, - ору я, - дурак?! Стоишь там! Впередсмотрящий! Ни буя не видишь!
-А сам ты куда смотрел, капитан буев?!
Орали мы до тех пор, пока не увидели отдыхающую на берегу компанию: они все видели, слышали и валились со смеху, показывая на нас пальцами.
ПРОГНОЗЫ И ПОГОДЫ.
Острая фаза кризиса миновала, на смену ей пришла хроническая. Я уже точно знаю: чем ходить одному - лучше всю жизнь сидеть дома. День за днем, с утра до ночи: мотор, купание, водка... Приключений не было слишком давно. Я чувствую, что за столь долгое спокойствие наградой должна быть настоящая беда. Что это будет? Скорее всего, конечно, шторм. Я уже почти две недели нахожусь в антициклоне - циклон должен быть уже где-то рядом вместе с атмосферным фронтом, который он гонит впереди себя. По два раза в день звоню диспетчерам, спрашиваю прогноз. Отвечают:
-Ветер пять - семь метров в секунду, в грозе до тринадцати. Волнение: восемьдесят на участках "пять"; "восемь"; "двенадцать". Сто - на участках таких-то и сто двадцать - на таких-то.
-Скажите пожалуйста, а прохождение фронта в ближайшие сутки ожидается?
-Повторяю: ветер пять - семь метров в секунду, в грозе...
На который-то день, выучив прогноз наизусть, перестаю спрашивать. Барометр мой показывает давление того момента, в который он был установлен на яхту: видимо при установке были допущены какие-то нарушения технологии. Грубые: в нежном приборе что-то сломалось.
***
Иду в город. Если у нормального человека слово "Кафе" ассоциируется с пивом и шашлыком, то у путешественника - исключительно с супом:
-У Вас суп есть?
-Солянка.
-Дайте две!
Осчастливив желудок, иду в аптеку: у меня проблемы с кожей. На губах и ушах она пришла в негодность от солнца, а на ногах и руках от нескользячки, которой я по неопытности покрыл палубу и кокпит не на один раз, а на несколько. Вся поверхность яхты оказалась как будто покрытой наждачной бумагой номер восемь или десять. Как краснодеревщик, могу заверить, что это самый эффективный размер зерна для твердых пород. А я - парень не мягкий. Нахожу аптеку, покупаю какие-то мази... Еще мне нужны носки, у меня с ними совсем плохо. Но оказалось, что в Чистополе не лучше: обойдя весь центр города я обнаружил пять ювелирных магазинов, один продуктовый и ни одного носочного. Захожу в продуктовый:
-А носков у вас случайно нет?
В магазине - две продавщицы: бабушка и девушка.
-Есть, но только две пары. - говорит девушка и как-то странно смотрит на бабушку.
Я догадываюсь, что это шутка:
-Одна пара на Вас, а другая - на Вас?
-Нет!.. Я купила мужу, а ему не подошли...
Купив носки мужа продавщицы возвращаюсь на лодку.
***
Проснувшись на следующий день, понимаю, что настали критические дни. Я не хочу никуда идти. Я ненавижу эту реку. А так же и эту лодку, эту водку, этот "Доширак"! Ветер дует - что надо, но его я тоже ненавижу! Какая Турция, какой Азов? Хочется напиться и никуда не идти. Или напиться и пойти опять есть солянку... Но сильнее всего - домой! Чтобы оттянуть выход, сортирую и складываю в одно место карты, которые валяются по всей лодке. Ненароком посмотрел на общую карту: совсем поплохело. Мне не дойти. Рядом с лодочной станцией - порт, подхожу к большим кораблям:
-У Вас прогноз погоды есть?
Ветер отличный - иди да иди, но если усилится - будет отличный парусный день, какой уже был у нас с Морганом. Но я устал, Морган скончался. Не хочу я парусного дня.
-Нет прогноза, он нам без надобности. Ты к диспетчеру сходи...
Чистопольский диспетчер обитает в старом деревянном домике, захожу:
-Здрасьте! Можно узнать прогноз погоды?
-А Вы кто? - спрашивает меня как-то по матерински диспетчер, очень приятная женщина.
-Да я тут иду...
-Подождите! - она начинает водить пальцем по огромной бумаге на своем столе, - Наверное Вы - вот! - ее палец нашел наконец-то на планшете с заглавием "Дислокация флота" самую верхнюю строчку, в которой в колонке "название судна" написано: "Афера - 14".
-Да! - я искренне удивился тому, что "Афера" - не просто судно, а часть флота с присущей ей дислокацией, небезразличной диспетчеру Чистопольского порта.
-А что же Вы нам не звоните?!
-А надо?
-А как же! Вы ведь у нас в заявке!
Она пишет мне телефоны: свой, диспетчера Ульяновска, еще кого-то...
-Становитесь на ночевку - звоните! Отходите - звоните! Нужен прогноз - тоже звоните! И помощь, если что, запрашивать не стесняйтесь! А разрешение на следующие шлюзы у Вас есть?
-Нет.
Она договаривается с "Волгводпутем" о прохождении мной шлюзов в Тольятти и Балаково и даже узнает цену, которую мне придется за это прохождение заплатить: шестьдесят четыре рубля тридцать три копейки, кажется.
Отхожу. Я уже не хочу торчать тут до окончания кризиса. Я - часть флота. Я хочу немедленно сменить свою дислокацию, чтобы и Чистопольский, и Ульяновский, и другие диспетчеры делали поправки в своих планшетах, зорко следя за движением по вверенным им участкам судового хода "Аферы -14".
ПЕРВЫЙ ШЛЮЗ.
Возвращаюсь, хвастаюсь, что все готово и завтра я стартую. Снова слушаю советы бывалых:
-Ты что, дурак? Какой тебе шлюз в одиночку? Смотри: вот ты туда зашел... Два человека должны перейти с лодки на шлюз с веревками, а два других на лодке эти веревки травить. Как ты хочешь проделать это один? Да тебя в шлюз в одиночку не пустят!
- Да засунь себе свое разрешение на три шлюза: тебя от туда выгонят!
Ближе к ночи на "Аферу" пришел Саша. Выпили.
-Пойдем со мной! - говорю.
-Пойдем!
-Я утром позвоню на шлюз, узнаю время шлюзовки и тебе позвоню.
-Конечно!
Утром звоню диспетчеру, он говорит:
-Вон там, на рейде, стоит "Алтай", видите?
-Да, что-то вижу.
-Увидите, что он пошел в шлюз - сразу за ним!
Звоню Саше:
-Давай бегом! "Алтай" тронется и мы - за ним. Я хочу прямо сейчас отойти, подойти поближе к шлюзу и подождать там.
-Понимаешь, - говорит протрезвевший Саша, - мне время сегодня в спортзале предоставили...
"Нормально", - думаю, - "мечтал, хотел, "Аферой" все назвал: получи!". В яхтклубе другой Саша наблюдает за моими приготовлениями. Он мне и завидует и сочувствует. Спрашиваю у него:
-Ты бы как отходил?
Ему не понять, отчего я так волнуюсь. А дело не столько в том, что я впервые отхожу в одиночку, сколько в стоящем рядом со мной "Санодисси", к которому страшно даже приблизиться.
-Да просто! - говорит Саша. Дашь задний ход, конец я отдам. Потом уходишь влево. Потом газуй вперед и вон туда, к выходу.
Меня все-таки смущает ветер, который будет меня прижимать к "Санодисси"
-Ссышь? - спрашивает Саша.
-Поссыкиваю! - честно говорю я.
-Знаешь, когда местные мужики узнали, что ты сварил лодку и ничего не умея собираешься в Турцию, сперва сказали: "Дурак!". А потом подумали и добавили: "Но как раз такие и доходят..."
Делаю все, как сказал Саша, получается. Выхожу из яхтклуба, ветер, волна, глохнет мотор. Я этому не очень удивился, как и тому, что несет "Аферу", как обычно, не в открытое море. Несет в пирс, спасибо, хоть не в лоб, а по касательной. Бросаю руль, отвязываю грот, тяну грота фал: грот наполовину поднялся каким-то мешком, но дует хорошо, яхта пошла и этого достаточно, чтобы отрулить от пирса. Смотрю на мотор. Всего лишь отпал шланг питания, лучше надо было вставлять. Вставляю лучше, мотор заработал. Ухожу подальше от берега, ставлю грот и хожу под ним в ожидании начала движения "Алтая".
Страшно. Как я буду гнаться за этим "Алтаем", у него скорость, поди, раза в три больше моей? Как я один буду в шлюзе тянуть веревки за четверых? А вдруг еще попрут меня от туда? Накатываю сто для храбрости. Звонит Саша:
-Ты где?
-Да я посреди водохранилища, - кроме меня на воде еще пара лодок, но они несут по два паруса, - я под одним гротом.
-А, вижу! Ну ты грамотно с отказом мотора разобрался, а что было?
-Да, бензопровод.
-Ну давай, удачи!
Накатываю еще сто, звонит диспетчер:
-"Алтай" пошел, давайте за ним.
Убираю парус, пропускаю "Алтай", гонюсь за ним. Опять страшно, опять накатываю. "Алтай" - это толкач. Он толкает две баржи, сцепленные между собой бортами. Опять диспетчер:
-Швартуйтесь к нему левым бортом, он протащит Вас по всему шлюзу.
Еще не поняв толком, чем к чему швартоваться и как меня протащат, я осознаю, что два человека с моей лодки уже не должны никуда бежать с веревками, другие два не должны их травить, а меня одного, похоже, из шлюза не выгонят. На радостях накатываю, захожу в шлюз, где уже пришвартовался "Алтай". Мотор выключен, но ветер и волна строго в корму, меня несет. Как потом рассказали, Алтайский капитан сказал по рации диспетчеру: "Закрывайте скорей ворота, а то его о нас размажет!", но закрыть ворота шлюза "скорей" - утопия, и кроме того, ветер не прекращается и тогда, когда они закрыты. Касаюсь борта "Алтая", бросаю конец. Носовой, сдуру. Его крепят, "Аферу" по инерции несет, корма отходит вправо... Рейлинг гнется, раздавленный носовой фонарь сыплется в воду, но я уже успел бросить кормовой.
Сижу на палубе, "Афера" медленно опускается вместе с "Алтаем". Отлегло. Черт с ним, с фонариком. Первая шлюзовка, первое столкновение с настоящим кораблем, первый выход в одиночку... Раздавленный при всем этом один фонарик - неплохой результат. Это дело надо отметить, а то я совсем трезвый, хоть бутылка и кончилась. Так ведь она у меня не последняя, приходят гости с "Алтая", на "Афере" наливают... Не соврал дяденька Ощепков...
Пермский шлюз - самый длинный, в нем шесть секций. Выхожу из него после обеда, за ним - хорошее течение и нет волны. Ставлю грот и прохожу всю Пермь. Иногда меня обгоняют суда и я, чтобы пропустить их, делаю полный оборот на гроте. Ночую на какой-то пристани, допив вторую бутылку.
***
Условия примерно как под Чермозом. Галфвинд, ветер сильнее, чем тогда, но волна меньше, так как водохранилище здесь гораздо уже и ей негде разгуляться. Летим, радуемся... Беда подкралась незаметно: только я сел завтракать, как вдруг закончилась водка. Когда отходил от Перми, я думал, что моего запаса до Турции хватит. Позже понял, что не хватит. Но чтобы вот так внезапно закончиться в самом начале пути! И как я теперь буду? Я ведь к ней уже так привык!
Думаю, что в этом меня поддержат почти все яхтсмены, да и не яхтсмены тоже: водка на борту необходима. Это и снятие стресса, и обогрев, и способ убить время. Согласен, слова "убить время" не очень благозвучны: это ведь мое время, часть моей жизни. "Убить время" - значит: "сократить собственную жизнь". Ну ладно, назовем это не убиванием времени, а увеличением скорости. Какая разница, как ее увеличивать: проходя больше километров за единицу времени или делая незаметней саму эту единицу? Кроме того, когда идешь один, без водки иногда просто невозможно уснуть. Ляжешь спать, а заснуть не получается: невольно прислушиваешься, что там за бортом. Что-то обо что-то трется... Не перетирается ли? Где-то орут деревенские. Явно пьяная компания. Не сюда ли идут? А выспаться-то надо! Вот и заставляешь себя встать и выпить грамм сто пятьдесят ее, проклятой! А то и больше. В общем, без нее - никак! Без нее - просто опасно... Если бы я был начальником ГИМСа, то непременно обязал бы всех инспекторов, сразу после проверки документов на право управления маломерным судном непременно проверять наличие спиртного на борту. И если наличие отсутствует, то тут же лишать нерадивого судоводителя права управления. И никаких поблажек! Даже депутатам и дружинникам ГИМСа! Смягчающее обстоятельство может быть только одно: все члены экипажа пьяны настолько, что не успеют протрезветь до ближайшего магазина. Или еще лучше: издал бы приказ, согласно которому инспектор ГИМС, выявив отсутствие на борту положенного запаса спиртного, обязан был бы этот запас восполнить! А как же?! Кто же, как не инспектор ГИМС, окажет помощь терпящему бедствие экипажу? И инспектору хорошо: он, наконец-то почувствует себя человеком, полезным обществу...
***
В тот раз, несмотря на двенадцать километров в час, очень хотелось еще прибавить. Сперва я облазил продуктовые рундуки в надежде, что одна бутылочка все же куда-то закатилась. Не закатилась. Начал мерзнуть. В лодке в то время был жуткий бардак. Я не только не определился, какой рундук для чего у меня предназначен, но даже не закончил еще сборку внутренней отделки. Отдельные части ее, вперемешку с инструментом, продуктами и лоциями разбросаны по всей каюте, причем развал этот не исчезает, хоть я и пытаюсь с ним бороться, раскладывая вещи по "своим" местам: каждый раз, когда я ищу что-то, что не помню, где лежит, вся эта разнородная масса снова перемешивается. С полчаса побегал от руля в трюм и обратно, пытаясь найти свой непромоканец. Перемешал в очередной раз все на лодке: безуспешно. Сижу, мокну от брызг, мерзну. Чай в термосе кончился, карданный подвес у моей плитки отсутствует: нового не нагреть, а время - только завтрак кончился!
И тут я вспомнил: у меня с собой - бутылка рома! Правда, не помню, куда запрятана. Литровая бутыль "Капитан Морган", которую мне подарили друзья! "Ром очень помогает от качки!" - говорили они, да приговаривали: "Это - не для питья, а для аптечки. А для питья можешь употребить только когда перейдешь Черное море...". Происходящее вокруг с большой натяжкой можно было назвать штормом и от качки я не страдал, а до моря была еще не одна тысяча километров. Поэтому я, хоть и понял сразу, что Морган не только не перейдет моря, но даже не дойдет до него, все же целых пять минут убеждал себя, что это - не питье, а профилактика простудных и психических заболеваний, весьма опасных для путешественника. Особенно - для одиночки. И только потом начал бегать между рундуками и румпелем, перемешивая на лодке все, что еще не перемешалось при поисках непромоканца...
-ЗдорОво! - говорю, - Морган! Сейчас мы с тобой вдвоем! Ух! Как погоним!
-Я бы лучше до того берега моря потерпел... Непромоканец-то ты ведь нашел, пока меня искал! Теперь не замерзнешь!
-Ишь, чего удумал! Нечего перекладывать ответственность на других!
И понеслись...
К НАМ ПРИБЫЛ ПУТЕШЕСТВЕННИК !
Набережные Челны. Подхожу к ним днем и планирую задержаться до утра. Во первых, здесь последний, разрешенный мне дяденькой Ощепковым шлюз, а в шлюз я пока еще люблю идти утром, опасаясь, что за ним будет узкая река с течением и не найдется хорошего места для ночевки. А во вторых, карты мои кончаются на устье Вятки: через день пути после Набережных Челнов. На реке карт не найдешь и я не собираюсь уходить отсюда, пока не добуду очередной альбом лоций.
Прохожу местный яхтклуб: всего три мачты. Шансов найти тут лоции скорее всего нет, иду к шлюзу. Там - бухта с речным вокзалом, а напротив него стоит рыбацкая посудина метров двадцать длинной, половина ее лежит на берегу, другая - на воде. Подхожу, из нее появляются люди.
- Причалить можно?
-Можно!
-А переночевать?
Старое судно, очень большое. Хозяева - семья: муж, жена, дочка лет двенадцати.
-Зачем вам такой корабль?
-Кататься!
Хозяин с друзьями чинят дизель где-то на дне трюма, а хозяйка свозила меня с канистрами за бензином и рассказала, что карт я здесь скорее всего не найду. Надо идти в Чистополь: там большая лодочная станция и порт. Но времени у меня было много и я поехал на такси в яхтклуб. Нахожу яхтсменов, они как раз идут от яхт к какому-то строению, объясняю, кто такой и что мне нужно...
-Ооо! К нам прибыл путешественник!
-Наконец -то!
-По пятьдесят?
-По сто!
На закусь в тот день в яхтклубе Набережных Челнов была уха из сома. Лоций не оказалось. Основная масса яхт где-то на регате и карты там же, но мне предложили все, что осталось: какие-то атласы автодорог, туристские схемы, яхтклубовский глобус... Потом мне показали самодельные яхты. Потом поехали смотреть "Аферу". Закончилась пьянка только под утро и я пошел в Чистополь по атласу автодорог, который предпочел глобусу только потому, что на водохранилище кто-то зачем-то обозначил старое русло реки: хоть какая-то подсказка, где находится судовой ход.
http://kirillavaev.ru/
Здесь тексты всех книг Кирилла.
Непосредственно про Аферу: "Трое в лодке не считая дизайнера"