Парусный спорт в Екатеринбурге

Еще до Октябрьской революции в местной прессе шли разговоры об открытии яхт-клуба, но проект, по-видимому, так и не был реализован.
Первые яхты собственной постройки появились еще в 30-е годы. Строили их энтузиасты-педагоги, такие, как Б.Егоров, К.Скалепов и другие, но, к сожалению, война перечеркнула их труды и надежды. Хозяева ушли на фронт, а бесхозные суда погибли на родном водоеме.
Развитие парусного спорта в Свердловской области началось только после второй мировой войны.
Они же стали инициаторами возрождения парусного спорта в нашем городе. Первый из них построил яхту собственной конструкции и в 1936 году проплыл по Оби до Обской губы, где раннее похолодание затерло яхту Егорова во льдах. Но смелый любитель путешествий на этом не остановился. Он строит новую яхтуи благополучно добирается на ней до Салехарда. В этом же 1936 году архитектор К.В.Скалепов строит рекордную яхту по зарубежному проекту "Рита" (типа Р-20) и 24 сентября 1937 года его команда (Союза архитекторов) победила в первых городских парусных соревнованиях. Скалепов создал первую на Урале школу.

В 1947 году на водной станции "Металлург Востока " создается первый яхт-клуб. Первым его Президентом становится Л.Липлавк, а старшим тренером назначается К.Скалепов. И все первые успехи в парусном спорте связаны с их деятельностью. Появляются первые суда - пять штук М20, позднее появились два "Ерша" и два "Олимпика". Можно сказать, что с появлением этих судов родился парусный спорт в Свердловске. Соревнования проводились в пяти гонках с пересадкой, т.е. гонщик в каждой из пяти гонок должен гоняться на новой яхте.

(Из другого источника: при помощи предоблсовета Пичугина В.А. Верх-Исетский завод приобрел 5 гафельных "М" Ленинградской судоверфи. До войны проводились гонки на первенство города на самодельных яхтах с гандикапом. Чемпионы города: 1937г - Скалепов 1909г.р., Романов 1901г.р., Емельянов 1906г.р. 1939г - Новожилов 1924г.р., Рогозинников 1924г.р., Барабошкин 1925г.р. Проводили обязательно: открытие сезона, день ВМФ, закрытие)

Занимающихся и желающих выступать становилось все больше, поэтому приходилось проводить тборочные гонки, где спортсмены оспаривали право выступать на основных соревнованиях.
Дебют свердловчан на первенстве РСФСР в Таганроге (1951 год) был неудачен, но появился первый опыт. Однако в 1953 году наш земляк В.Ветошкин становится чемпионом РСФСР среди юношей. Наиболее высоких результатов добились свердловчане в 1954-55 годах. Студент УПИ Д.Рогачев становится чемпионом РСФСР среди юношей, а затем среди взрослых. После окончания института он по распределению направляется на работу в город Пермь, где продолжал свое любимое дело.
В состав сборной РСФСР среди юношей входили и студенты УПИ В.Белоусов и И.Котенев.
В 1960 году наши яхтсмены прошли на 4-х "Эмках" от Горького до Ростова-на-Дону. Командиры яхт: В.Ветошкин, Н.Ковалев, ЮРоманов и Межковский выполнили нормативы по ДСП.

Первым мастером спорта среди ятсменов Свердловской области стал инженер Уралэнерго В.Шапильский. Это звание он получил в 1970 году, участвуя в Балтийских регатах, где в 1966 году выполнил норматив по ДСП, и в 1968 году став призером, что не подтверждено. В действительности первым выполнил мастерский норматив по ДСП, КМС по ДСП и первый на Урале яхткапитан (1963г.) Романов Ю.А. (1970)
(тут сам не совсем понял, но не забывайте, что это Романов пишет)
С 1971 года звание "Мастер спорта СССР по ДСП" отменено (присваивают только разряд или КМС по ДСП, что довольно-таки странно).
В это же десятилетие парусный спорт в Свердловске стал популярным и начал динамично развиваться. Появилась секция при морском клубе ДОСААФ. На 14 водоемах области появились белые паруса. В 60-80 годах наши команды принимали участие практически во всех крупных соревнованиях (чемпионаты и первенства РСФСР, ДСО, ВДФСО, региональных регатах). Наши спортсмены занимали призовые места, как личные, так и командные. Так, экипаж яхты "Гроза" класса "СВ-55" во главе с капитаном - КМС Ю.Романовым и старпомом В Добжицким прошел в 1975 году 303 морских мили по Черному морю и стал третьим призером в регате на Малый Кубок Черного моря. Стал развиваться парусный туризм, и наши яхты начали принимать участие в крейсерских гонках.

С 1971 года в нашем городе проводились соревнования на «Кубок Урала», куда съезжались парусники не только Уральских областей (Свердловской, Челябинской, Пермской, Томской, Оренбургской областей, Удмуртской и Башкирской АССР), но и Ульяновской, Горьковской, Куйбышевской и других, Пару раз приезжали яхтсмены даже из «солнечной» Якутии.
На первых соревнованиях было 53 участника. Их число росло постоянно и доходило до 220. На этих соревнованиях норматив Мастер спорта СССР выполнили наши яхтсмены А. Борисов, Ю. Крюченков, А. Кузнецов.
В 1978 году на базе ДЮСШ № 5 было открыто парусное отделение, где занималось до 180 ребят разного возраста. ДСО «Спартак» взял шефство над этой школой, обеспечивал материальную базу, поездки на соревнования. На базе школы проводились Российские и Союзные соревнования.
Детский парусный спорт к середине 80-х годов набрал силу. В 1986 году на первенстве Свердловской области принимала участие 101 яхта.
После развала Советского Союза, экономического краха империи, когда были свернуты практически все социальные программы - вдруг Визовский пруд стал феноменом мирового парусного спорта конца XX века (1991 год).
Идея проведения международной парусной регаты в сухопутном Екатеринбурге, да еще в Уральских горах, принадлежит члену-корреспонденту Российской инженерной академии Юрию Крюченкову и кандидату технических наук Владимиру Белоглазову из НПО «Коматек». А реализован необычайный для Урала и России проект благодаря корпорации «Ява».
В начале 90-х годов началось восстановление материально-технической базы. Были отремонтированы и приведены в порядок практически заброшенные помещения яхт-клуба на Верх-Исетском водохранилище.
Первая регата «Ява-Трофи» была проведена в 1994 году. С каждым годом росла ее популярность в парусном мире, один за другим приезжают знаменитые яхтсмены, победители крупнейших мировых турниров: Олимпийские игры, чемпионаты Мира и Европы.
* Регата внесена в официальный календарь Международной федерации парусного спорта (ISAF). Сегодня Екатеринбургская международная парусная регата проводится в Олимпийской номинации матч-рейсингов (матчевые гонки), имеет высший - первый - грейд, равный тем соревнованиям, которые проводятся в яхтенных столицах мира - Лос-Анджелесе, Сиднее, Стокгольме, Марселе, на Багамах
Устроителей регаты «Ява-Трофи» начали приглашать на самые высокие собрания ISAF. Так, на Ассамблее ISAF в Лондоне наша делегация в составе: В. Язев, В. Белоглазое, Ю. Крюченков, М Азерный были приглашены на прием к принцессе Анне в Букингемский дворец.
Гостями международной парусной регаты стали: Люк Пило (Франция), Невилл Уитти (Австралия), Маркус Визер (Германия), Мартин Хентиксен (Дания), Георгий Шайдуко (Россия, Москва) и другие.
Первый международный фестиваль парусного спорта в Екатеринбурге в 1997 году посетил сам президент ISAF Пол Хендерсон (Канада), высоко оценивший высокий уровень проведения фестиваля, в программу которого вошли детская регата «Уральские самоцветы», регаты «Кубок Урала» и «Ява-Трофи», экскурсии, концертные вечера, международный конкурс детского рисунка «Если бы яхты всей земли».
Пол Хендерсон так прокомментировал увиденное: «Ничего подобного я нигде не встречал. Мы будем рекомендовать опыт Екатеринбурга для повторения в других странах».

Из другого источника:

http://www.saltt.ru/node/2061

Парусный спорт на Урал занесли ленинградцы, в конце 20-х годов прошлого века приехавшие строить завод «Уралмаш». В Свердловск послали техническую элиту, которая на досуге начала осваивать местные водоемы. Ленинградские инженеры поначалу ходили на самодельных лодках (по проектам, подсмотренным в зарубежных изданиях). А первая частная шлюпочная мастерская появилась на Верх-Исетском пруду в середине 30-х, принадлежала она приезжему омскому архитектору. Современные же парусные яхты начали строить в Екатеринбурге в 1989 году, несколько яхтсменов сколотили тогда собственный кооператив.