Синтетическое покрытие палуб

Компания "Спрей и Ко" является официальным партнером Балтик Боатс Компани www.bbc-spb.ru и осуществляет весь перечень услуг по изготовлению и монтажу искусственных палубных покрытий.

Из чего делают синтетическое покрытие палуб?

Такое палубное покрытие обычно изготавливают из пластиковых композитов (чаще ПВХ «уличного» класса) их можно рассматривать как альтернативу природному тику. Внешний вид многих покрытий копирует натуральную древесину, некоторые, в силу универсальности пластика, дают целую гамму типов и цветов, позволяющую оригинально оформить палубу лодки.

В чем преимущества такого покрытия по сравнению с тиком?

Есть несколько важных преимуществ: необременительный уход и ремонт, устойчивость к механическому износу и выцветанию, воздействию солнца и химических веществ. Добавим сюда простоту производства, хотя она у разных продуктов различается. Учитывая запрет на импорт тика из Бирмы, доступность пластикового аналога тоже можно отнести к плюсам. Среди положительных качеств — небольшой вес и лучшая звуко и термоизоляция, хотя при сравнении с тиком все зависит от толщины пластика (варьируется от 4 до 15 мм).

Если вы не зацикливаетесь на традиционной деревянной палубе, то некоторые синтетические материалы могут обеспечить практически неограниченные возможности для авангардного дизайна. Например, компания FLEXITEEK INC предлагает на выбор 4 основных цвета плюс три оттенков швов.  

teac4                                                      

Хорошее ли сцепление у палубы из альтернативных материалов?

Наш опыт применения синтетических покрытий весьма положительный. Палуба на катере RIB нашего коллеги и производителя катеров Александр Тараненко покрыта Flexiteek, и он полагает, что этот материал по сцеплению подошвы с поверхностью не уступает природному тику.

«Синтетический тик отлично работает на моем катере, причем положить его оказалось намного быстрее, чем настоящее дерево, — поясняет Александр — Особенно мне нравится то, что палуба не требует особого ухода: для такой лодки, как RIB, это очень ценно, ведь там постоянно мокро. Единственный минус — в жаркие дни пластик нагревается сильнее древесины. Удивительно, но Flexiteek дает отличное сцепление даже будучи влажным, и это очень важно для обеспечения безопасности на борту». 

teac3                      

Так же владельцы стеклопластиковых катеров утверждают, что даже погруженная в воду купальная платформа не становится опасно скользкой. Другие синтетические покрытия также обладают близким к натуральному тику сцеплением, которое всегда превосходит таковое у любых нескользящих поверхностей стеклопластика.

Насколько убедительна внешняя имитация тика?

Зачастую покрытия настолько похожи на древесину, что заметить разницу можно, только положив их рядом с натуральным тиком. Некоторые компании производят поручни, планшири, отбойники, упоры для ног и другие изделия из синтетического материала, а гости и не догадываются, что имеют дело с заменителем тика. Искусственное покрытие Flexiteek напоминает тик не только визуально, но и по тактильным ощущениям.  

teac2

Тиковая столешница в сочетании с синтетическим палубным покрытием    

teac

Задача частичной замены тикового покрытия на судне была решена использованием Flexiteek Vintage.

Таким образом мы добились гармоничного сочетания тиковых ступеней и синтетического настила.

Что в отношении температуры синтетического покрытия?

Все дело в цвете. Наш опыт и отзывы других яхтсменов говорят о том, что искусственный тик одного и того же оттенка может нагреваться чуть больше по сравнению с натуральным тиком на полуденном солнце. Именно поэтому производители часто стараются выпускать более светлые заменители, которые меньше греются. Например, компания Flexiteek INC предлагает продукт под названием Flexiteek White, покрытие белого цвета. Производитель заявляет, что «флекситик вайт» в среднем на несколько градусов холоднее. Похожее, более прохладное покрытие можно встретить и у других производителей.

Как чистить искусственное покрытие?

В этом одно из самых приятных преимуществ искусственного тика. Общие рекомендации сводятся к тому, что следует избегать контакта материала с моторным маслом, соляркой и ацетоном, не использовать щетки с черной базой. Искусственные покрытия непроницаемы для воды, и любые пятна остаются на поверхности, и не нужно беспокоиться о том, что на палубе нельзя разделать рыбу, капнуть крем от загара или уронить поднос с едой. Обычно чистка синтетических покрытий сводится к помывке с мыльным раствором и водой. При сильном загрязнении следует применять жесткие нейлоновые щетки и специальных химических средств от производителя ПВХ. Кроме того, в отличие от тиковых палуб, пластик не боится мойки под высоким давлением, что оценит загруженный работой экипаж. Если на поверхности образовалось пятно, с которым не справилось моющее средство и вода под напором, его ошкуривают наждачной бумагой (зернистость 40).

Насколько долговечен искусственный тик?

Синтетические покрытия чрезвычайно износоустойчивы благодаря высокой плотности: удельный вес тика 690 кг/м3, тогда как у ПВХ он в два раза больше — 1380 кг/м3, и такое покрытие очень устойчиво к ударному воздействию. Хотя искусственные покрытия и защищены от ультрафиолета, со временем ПВХ может темнеть, но это легко исправить той же наждачкой (шкурить следует только вручную). В отличие от древесины, ошкуривание пластика удаляет лишь поверхностный тонкий слой, поэтому процедуру можно проводить многократно. Это еще один большой плюс, так как количество циклевок тика толщиной 4 мм строго ограничено.

Другой серьезный момент — вода. Даже самый плотный тик не любит лужиц воды, которые всегда остаются в открытых полостях или углублениях от головок саморезов. Искусственные покрытия не гниют и не пропускают воду, посему контактирующие с водой элементы вроде кормовой платформы лишь выиграют от искусственного тика. К тому же на ПВХ гораздо реже растут водоросли.

Как чинить повреждения?

На удивление просто. Крупные выемки и зарубины, которые не удалить наждачной бумагой, можно устранить с помощью наполнителя. В некоторых случаях используется «колбаска» из ПВХ, которая «заваривает» выемку, а в других расплавленный пластик заливается в трещину или выбоину. Поскольку синтетические покрытия изотропны, то есть обладают одинаковыми свойствами во всех направлениях, лишняя часть «заплатки» просто срезается, а поверхность ошкуривается, и следы ремонта становятся практически или даже полностью незаметны.

Насколько искусственный тик экологичный?

Древесина является самым экологически чистым и бесконечно обновляемым ресурсом, который не конфликтует с окружающей средой. Лучшие тиковые деревья растут в Бирме, но леса там не имеют сертификата Лесного попечительского совета (FSC, международная организация, контролирующая цепочку продукции от леса до потребителя). К сожалению, реальность такова, что вырубка тропических лесов приводит к ужасным последствиям для окружающей среды.

С другой стороны, ПВХ производят из нефти, которая тоже постепенно иссякает. Однако во многих синтетических покрытиях использован переработанный пластик (до 100%), и в теории искусственный тик можно использовать бесконечно. Высокая износостойкость ПВХ означает, что менять покрытие придется достаточно редко, а это еще один плюс к экологичности. Не менее важен уход: хотя тик не обязательно обрабатывать агрессивными моющими средствами, маслами или отбеливателями, многие капитаны все же это делают, тогда как пластиковой палубе нужны лишь мыло и вода. В идеальном мире самым экологичным вариантом стал бы натуральный тик, но на практике выигрывают синтетические покрытия.

Как их производят?

Есть три основных способа. В самом простом (бюджетный ISITEEK) случае элементы настила шириной 45-125 мм нарезают, всухую набирают на палубе и приклеивают. Отдельные элементы склеивают друг с другом, а соединения шпунтуют. Чтобы выровнять палубу и удалить воздушные пузыри, используют специальный валик. Преимущество этого способа в применении готовых фрагментов для участков большой площади (кокпит, флайбридж), но они подходят только для поверхностей с параллельным набором без изгиба и скругления. Рулонный материал вырезают по месту и наклеивают на подготовленную поверхность.

Если натуральный тик приклеивают к палубе на эпоксидной смоле, то синтетическое покрытие можно положить на полимерные клеи вроде уретана — дешевле и проще в работе.

Другой вариант (представительский FLEXITEEK) подразумевает изготовление отдельных элементов палубы по лекалам, в готовые ковры готовые к поклейке. При таком варианте рулонный материал сваривается в заводских условиях, что позволяет окантовывать люки, изгибы контуров лекала и другие сложные элементы. Так же возможно делать загибы под ступени и другие вертикальные поверхности, что создает иллюзию того что ступени выполнены из цельной древесины.