Развитие класса яхт "Микро"

Класс яхт "Микро" развивается в России с 1986-го года. Все началось в г.Санкт–Петербурге на экспериментальном заводе спортивного судостроения, где группа энтузиастов во главе с конструктором Юрием Ситниковым, создала и внедрила в производство проект яхты класса "Микро", названный "Рикошет". Уже к 1990 году яхты этого класса завоевали большую популярность среди любителей парусного спорта страны. Спортивные команды из Санкт–Петербурга, Минска и Свердловска начали пробовать свои силы в крупнейших международных соревнованиях для яхт этого класса (Micro–CUP 90 в Польше и другие этапы Euro–Micro 89–90гг). В целях дальнейшего развития и совершенствования яхт класса "Микро" в России заинтересованные лица Санкт–Петербурга, начиная с 1989 года, организуют и проводят Микро–Кубок "Белые ночи", который с 1990 года имеет статус Международного и является одним из этапов кубка "Euro–Micro". С каждым годом на этих соревнованиях расширяется представительство различных регионов страны, что говорит о дальнейшем росте популярности яхт этого класса среди жителей нашей страны.

 micro

Производители яхт "Микро" также не отстают от спортсменов. В 1991 году на Микро Кубке "Белые ночи" гонщики представляли продукцию уже нескольких производителей яхт класса "Микро". Экспериментальный завод спортивного судостроения (г.Санкт–Петербург); кооператив "Спрей" (г.Екатеринбург); фирма "Совмаркет" (г.Москва); Авиазавод им. Ю.Гагарина (г.Комсомольск–на–Амуре). Постоянное участие в международных соревнованиях подталкивало конструкторов к созданию новых проектов яхт класса "Микро". О них можно прочитать в журнале "Катера и яхты" №_____ за 199 год.

В августе 1990 года в г.Санкт–Петербурге была создана региональная ассоциация владельцев яхт класса "Микро", которая явилась первой общественной организацией, развивающей деятельность данного класса яхт. Её президентом был избран главный конструктор ЛЭЗСС Григорий Непочатых.

С каждым годом все больше яхтсменов из России принимают участие в различных этапах кубка Европы. Если в 1990 году в них участвовало 10 экипажей из бывшего СССР, то в 1992 году уже 16 экипажей только из России выступало в этих соревнованиях, а экипаж Сергея Бородинова из Москвы становится обладателем Кубка Европы в этом классе яхт. В 1992 году в нашей стране различными производителями изготовлено порядка 300 яхт класса "Микро" различных дивизионов, что привело к увеличению числа поклонников этого типа яхт в различных регионах России с ее огромным количеством внутренних водоемов, для которых так хороши "Микро". Постепенно расширяется география региональных парусных соревнований на яхтах этого класса. С 1991 года, помимо Микро Кубка "Белые ночи", в России ежегодно в г.Екатеринбурге, на границе Европы и Азии, проводятся соревнования гонщиков этого класса яхт по правилам матчевых гонок. В этом городе, в самом центре России, с 1989 года активно развивается деятельность класса яхт "Микро". Это связано с тем, что в "сухопутном" Екатеринбурге нашлись энтузиасты класса Микро, которые организовали в 1989 году кооператив "Спрей" (председатель Сергей Кисляков) по производству яхт класса "Микро" дивизиона "Турист", а выпуск парусов осуществляет один из ведущих производителей парусной ткани и парусов России НПО "Композиционные материалы" (генеральный директор Юрий Крюченков). Нашлись в этом городе и достойные яхтсмены, которые, начиная с 1990 года участвуют во многих этапах Кубка Европы и рекламируют продукцию, произведенную в родном городе. Это экипаж рулевых Юрия Крюченкова и Сергея Григорьева, вошедших в десятку сильнейших яхтсменов кубка Европы 1990г., а также экипажи Петра Кочнева (16 м); Виталия Владыкина (17 м); Андрея Пильщикова (19 м); Сергея Кислякова (22 м).

В Екатеринбурге в 1992 году была организована Уральская яхтенная ассоциация "Каменный пояс ЕврАзии" (президент Юрий Крюченков), которая объединила всех заинтересованных в развитии деятельности этого класса яхт, этого огромного по площади и экономическому потенциалу региона России. Урал очень перспективен для развития класса яхт "Микро", т.к. имеет множество небольших внутренних водоемов, пригодных для эксплуатации данного класса яхт и собственного производителя этих яхт, что также очень важно для потребителя.

На одном из таких внутренних водоемов, озере Таватуй – жемчужине Среднего Урала, находящегося в 70 км от Екатеринбурга, Уральской яхтенной ассоциацией в период со 2 по 6 сентября 1992 года был проведен впервые в России Международный матч – рейсинг "Каменный пояс ЕврАзии" в классе яхт "Микро". Для участия в матч – рейсинге организаторами были приглашены представители всех национальных ассоциаций класса яхт "Микро" стран Европы, а также сильнейшие гонщики стран СНГ и Балтии. К сожалению не все приглашенные смогли приехать на Урал, однако среди 30 экипажей, принявших участие в соревнованиях, были представители Германии, Белоруси, Украины и различных регионов России. Германия была представлена экипажем Эрвина Будде (Ervin Budde) и Германа Дункеля (Germann Dunkel). Беларусь представлял экипаж Олега Сполана, президента ассоциации яхт класса "Микро" Беларуси, мастера спорта международного класса, участника многих престижных международных парусных соревнований. Москву представлял экипаж известного в парусном мире яхтсмена Сергея Бородинова, мастера спорта международного класса, двухкратного обладателя кубка мира в классе "ЛГ" прошлых лет, участника кругосветной гонки "WHITBREAD 89". Центр олимпийской подготовки сборной России представляли экипажи из г.Сочи, члены сборной команды по парусному спорту Г.Шайдуко и Ю.Чурочкин, действующие гонщики – профессионалы, участники и победители международных парусных соревнований. Колыбель яхт класса "Микро" в России г.Санкт–Петербург, представляли несколько экипажей, рулевые которых занимают достойные места в рейтинге Кубка Европы 1992 г.Сибирь представлял экипаж рулевого Ильи Бюрюкова из г.Новосибирска, участника нескольких этапов Кубка Европы в этом классе яхт. Север России был представлен экипажем из г.Н-Уренгоя, рулевой Виктор Зонов, где также, несмотря на суровый климат Заполярья, начинают приобретать популярность яхты класса "Микро".

Основную же массу участников соревнования 16 из 30 составили представители Уральского региона, среди которых победители и призеры этапов Кубка Европы в дивизионе "Турист" экипаж рулевых Ю.Крюченкова, С.Кислякова (г.Екатеринбург), С.Григорьева и К.Гожева (г.Верх-Нейвинск).

Участники соревнований были размещены в комфортабельном комплексе "Самоцветы" на восточном берегу озера Таватуй. Для проведения соревнования организаторы предоставили участникам три пары одинаковых яхт, которые доставались экипажам по жребию. Погода благоприятствовала участникам и организаторам, было солнечно и ветер дул достаточной силы. Всего за три дня было проведено 92 матч-рейса. Главный приз соревнований, одну тысячу долларов США, выиграл экипаж Юрия Чурочкина из Сочи. Второе и третье место заняли экипажи яхт-клуба "Торпедо" из Верх-Нейвинска К.Гожев и С.Григорьев. Четвертое место у экипажа П.Кочнева из Екатеринбурга. Конкуренция среди экипажей была очень высокой, и победа давалась с большим трудом, а на берегу царила атмосфера большого парусного праздника. Кроме спортивной программы организаторы позаботились и о досуге гостей. Желающие познакомились со многими достопримечательностями Урала, обрели много новых друзей. Судейство осуществлялось судейской бригадой под руководством главного судьи Икара Рискина (г.Москва). Данные соревнования завершали сезон 1992 для российских гонщиков яхт класса "Микро" и широко освещались в средствах массовой информации.

В течение 1993 года российские спортсмены продолжали участие в различных этапах Кубка Европы и участвовали в Micro Cup 93, который проходил в Австрии. По предварительным итогам в пятерку сильнейших в Euro-Микро 93 вошел экипаж С.Григорьева (яхт-клуб "Торпедо" г.Верх-Нейвинск), который стал победителем Микро Кубка "Белые ночи" 93 и лидером этапов Кубка Европы в Германии и Беларуси.

По уже установившейся традиции, парусный сезон 1993 года для Российских спортсменов, выступающих на яхтах класса "Микро", заканчивался в г.Екатеринбурге на 2 Международном матч-рейсинге, который впервые был включен в официальный международный календарь соревнований в классе яхт "Микро". На этот раз, по желанию генерального спонсора соревнований туристической фирмы Private Interprise SL (ген. директор – Юрий Луценко), он проходил на акватории Верх-Исетского пруда, в одном из районов Екатеринбурга. Желающих участвовать в этих соревнованиях было настолько много, что организаторам пришлось ограничить число участвующих 54 экипажами. Гостями столицы Урала стали экипажи представляющие Германию, Бельгию, Финляндию, Беларусь, Украину и 18 регионов России. Уральский регион был представлен 18 экипажами из Екатеринбурга, Н-Тагила, Верх-Нейвинска, Челябинска и Тюмени. Это был праздник мастерства, ловкости, борьбы со стихией. Те, кто пришел или приехал, – душой отдохнули от сует нашей жизни. Когда еще такое увидишь, чтобы на старт вышли такие известные яхтсмены нашей страны, как С. Бородинов (г.Москва ); А.Музыченко (г.Омск); А.Шпилько (г.Минск); Б.Захаров и А.Никандров (г.С-Петербург); А.Николаев (г.Саратов) и многие другие менее известные, но беззаветно любящие парус, спортсмены. За три дня было проведено более 150 матчей. Организаторы, учитывая опыт проведения прошлогодних соревнований, исключили возможность выхода спортсменов в следующий круг соревнований по жребию. В финал вышли самые сильные на сегодняшний день яхтсмены, выступающие на яхтах класса "Микро". Ими стали С.Бородинов (г.Москва); В.Стаценко (г.Волгодонск); О.Несин (г.Славутич) и П.Кочнев (г.Екатеринбург). Победу во 2 матч-рейсинге "Кубок Private Interprise SL", в напряженнейшей борьбе, одержал молодой экипаж из Волгодонска (Ростовская обл.) рулевой Вадим Стаценко, матросы Михаил Крутиков и Максим Таранов, который победил в финале, занявшего 2 место, экипаж рулевого С.Бородинова, матросы Вячеслав Варнагин и Андрей Бахарев из Москвы. Третье место занял экипаж рулевого П.Кочнева из Екатеринбурга, матросы Юрий Лазарьков и Андрей Кочнев. Все три экипажа получили денежные призы в размере 1500, 900 и 600 долларов США соответственно, которые учредил генеральный спонсор, а экипаж победителя, кроме того, увез в Волгодонск переходящий кубок в виде яхты класса "Микро" из уральских камней, изготовленный ювелирами Екатеринбурга. Большую помощь в проведении соревнований оказали организаторам федерация парусного спорта России, направив в Екатеринбург судейскую бригаду во главе с главным судьей соревнований Икаром Раскиным (г.Москва). На церемонии закрытия соревнований организаторы и участники поблагодарили спонсоров соревнований:

  • Свердловский областной и Екатеринбургский городской комитеты по физической культуре и спорту;
    Предприятие "Феррейн";
  • Кооператив "Спрей";
  • Предприятие "Русь";
  • Чистопольский часовой завод;
  • Уральский автомоторный завод АО АМО ЗИЛ;
  • Филиал коммерческого Балаково банка;
  • ТОО Проба:

без поддержки, которых проведение соревнований такого ранга и на таком уровне невозможно. Проведение соревнований широко освещались центральными и местными средствами массовой информации. Очень жаль, что подобные матч-рейсы не проводятся в других регионах страны. Они удобны для спортсменов тем, что нет необходимости в перевозке яхт к месту проведения соревнований, что является часто большой проблемой, в связи с огромной территорией нашей страны. Надеюсь, что опыт проведения таких соревнований будет поддержан энтузиастами развития класса "Микро" в России и в будущем году таких соревнований станет несравненно больше. Возможность дальнейшего развития деятельности класса яхт "Микро" в России мы связываем в будущем с увеличением количества соревнований в этом классе яхт на территории нашей страны, а также с созданием национальной ассоциации класса яхт "Микро" России, укреплением связей с международной ассоциацией класса яхт "Микро" и национальными ассоциациями других стран.

micro2
С.М. Ройгбаум